Пушкинский Дом

С 1938 года жизнь Дмитрия Сергеевича неразрывно связана с Институтом русской литературы — Пушкинским Домом. Перед самой войной, 11 июня 1941 года, он защитил диссертацию на степень кандидата филологических наук на тему «Новгородские летописные своды XII века». В 1945 году во второй том «Истории русской литературы» вошли его статьи, посвященные средневековой новгородской культуре. Тогда же была издана его книга «Новгород Великий».

В 1947 году он получил ученую степень доктора филологических наук. Тема диссертации — «Очерки по истории литературных форм летописания XI–XVI вв».

В 1950 году в серии «Литературные памятники» вышел двухтомный труд Лихачева, где классический памятник киевского летописания, уникальный источник исторических сведений о культурной и политической жизни древнерусского государства — «Повесть временных лет» переведен на современный русский язык, с сохранением оригинального строя речи. В этой же серии была выпущена книга «Слово о полку Игореве», тоже переведенная на современный язык. Ученый пришел к выводу, что бурный рост русской литературы в XI–XIII веках объяснялся высоким уровнем развития русского языка.

Изображение человека — вот что прежде всего интересовало Лихачева в литературных памятниках. В 1951 году он опубликовал статью «Проблема характера в исторических произведениях начала XVII в.». Ученый увидел, что с XVI века усиливается интерес к историческим личностям, а в XVII веке меняется, становится глубже подход к их образам, характеры людей описываются как сложные, неоднозначные. Отталкиваясь от этого исследования, он возвращается к средневековому периоду и в 1954 году пишет статью «Изображение людей в летописи XII–XIII веков», а в 1958 году — книгу «Человек в литературе Древней Руси».

В более поздних работах Дмитрий Сергеевич обращается к тенденциям и процессам литературного развития, связи литературы с общей историей культуры и духовной жизни — изобразительного искусства, мировоззрения и пр. Широкий круг взаимосвязанных явлений исследован в работах «Предвозрождение на Руси в конце XIV — первой половине XV века» (1967) и «Семнадцатый век в русской литературе» (1969). Обобщающим трудом стала книга «Развитие русской литературы X–XVII вв.», в которой среди прочих рассмотрены особенности русского барокко. Отличие его от барокко других европейских стран заключалось, в частности, в том, что оно не пришло на смену ренессансу, а по-новому интерпретировало и развило средневековые традиции и само стало в какой-то мере ренессансом, «жизнерадостным, человекоутверждающим и просветительским».

 Еще одна тема исследований Д. С. Лихачева — жанровая система древнерусской и других средневековых славянских литератур. Эта проблема рассмотрена во многих работах, посвященных принципам жанрового деления, взаимосвязям литературных жанров с фольклором и другими видами искусства.

Лихачев известен не только как литературовед-теоретик, но, возможно, еще больше — как текстолог. Список произведений, послуживших объектом текстологических изысканий, весьма обширен — кроме уже упоминавшихся летописей и «Слова о полку Игореве», это «Моление Даниила Заточника», «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Горе-Злосчастии» и многие другие памятники. Проблемы практической текстологии были рассмотрены им в книге «Текстология. На материале X–XVII вв.» (1962).

В 1953 году ученый был избран членом-корреспондентом, а в 1970 — действительным членом Академии наук СССР.

Круг научных интересов Дмитрия Сергеевича был необычайно широк. Одно из направлений своих исследований он называл «конкретным литературоведением». Оно представлено, в частности, книгой «Литература–реальность–литература» (1981). Это сборник статей, посвященных творчеству Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Блока, Ахматовой, Пастернака и других писателей.

В зрелом возрасте Лихачев стал известен всему миру и как общественный деятель. Он возглавлял Фонд культуры, избирался народным депутатом Верховного Совета СССР, часто обращался к молодому поколению — адресовал ему статьи, выступал перед молодежными аудиториями.