Ценности переоценить нельзя, если они подлинные

[1]

Главная тема творчества каждого истинного художника — человек, его красота, гуманность, благородство.

Мое творческое кредо — показать каждого человека таким, какой он есть. Не я хочу награждать его какими-то чертами, что-то придумывать, а он сам должен выразиться. Хочу быть объективным по отношению к каждому персонажу, его характеру. И тогда он сам о себе расскажет. Это очень трудно — ждать, порой десятилетия, когда твой замысел воплотится в жизнь: на памятник Пушкину у меня ушло более десяти лет, памятник Чехову для Москвы ждет своего часа уже лет двадцать (пока не получается то, чего хочу). Но получится, обязательно получится — «надо только выучиться ждать», как поется в одной известной песне.

Будучи реалистом по природе, приветствовал и буду приветствовать все яркое, самобытное, вне зависимости от стиля. Меня уже много раз пытались расспрашивать о творчестве Михаила Шемякина, порой толкая на весьма некорректный ответ. И я всегда подчеркивал, что — согласен я или не согласен с его манерой — Шемякина уважаю и поддерживаю: он художник и переживающий человек. Просто у него свой почерк — и слава Богу.

Каждая эпоха, каждое поколение творцов рождает свое, в чем-то не похожее на предшествующие, видение художественных образов. Вот, например, Петр Первый. Мы привыкли в скульптуре к двум-трем его «типажам» — созданиям Фальконе, Растрелли, Антокольского. Но все эти работы мало связаны с «конструкцией» самого Петра. Ведь его рост был 2 метра 4 сантиметра! Надо обязательно учитывать, как люди такого роста двигаются, как они «переживают» этот рост. Но у наших классиков это немаловажное обстоятельство отброшено. Там на коне — порывистый, державный полет — Медный всадник! Или торжественно едущий царь-император у Растрелли. А Михаил Шемякин подошел к раскрытию этого образа, используя растреллиевскую конструкцию с ее фигурой. Он в своем образе воплотил рост Петра Великого, даже нелепицу его движений. К тому же Петр Первый носил парик, а Шемякин снял его и оставил голый череп. Может быть, поэтому подобная фигура несколько шокирует зрителей. Однако самому автору отказать в оригинальности и оправданности замысла и органичности его воплощения нельзя. Это Петр глазами большого художника, отделенного от него тремя веками российской истории и всем тем, что эти столетия в себя вобрали. Вот что главное.

Особое мое внимание привлекает новое в творчестве, в его разных областях — науке, искусстве, педагогике. И здесь показателен пример Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. За пять лет, начав «с чистого листа», коллектив Университета под руководством профессора А. С. Запесоцкого сумел создать не просто дееспособное, а весьма преуспевающее учебное заведение, имеющее прочную материальную основу и замечательный интеллектуальный потенциал. В этом плане меня, естественно, в первую очередь волнует судьба факультета искусств. И я рад, что наряду с традиционными для вузов кафедрами театрального, хореографического и музыкального искусства активно развивается и растет профессионально близкая мне кафедра искусствоведения. Здесь руководству университета удалось собрать блестящих специалистов, некоторых из них (профессоров
О. Ф. Петрову, А. А. Гозенпуда) я знаю по несколько десятилетий. Это мастера классической отечественной школы, и они способны шаг за шагом, на основе непреходящих ценностей отечественной и мировой культуры подготовить искусствоведов XXI века.

Несмотря на все беды и тревоги сегодняшнего дня, я остаюсь оптимистом. Россия всегда была страной великих мастеров — таковой и останется.

 



[1] Доклад прочитан на Международной научно-практической конференции «Гуманитарная культура как фактор преобразования России» (СПбГУП, 22–23 мая 1997 г.).