Константин Сергеев и традиции отечественной школы балетного исполнительства

[1]

«Вдохновенный поэт танца», «лирический тенор нашего балета» — так характеризовали творчество Константина Сергеева на протяжении его многолетней сценической деятельности. Едва ли не с первых самостоятельных шагов на сцене танцовщик заявил свою глубоко индивидуальную творческую тему — проникновенного лиризма, просветленной романтической мечты. Ведущий солист Театра оперы и балета им. С. М. Кирова на протяжении более 30 лет, он танцевал весь классический репертуар, был первым исполнителем многих новых произведений отечественных хореографов.

Строгий вкус, благородство манеры, совершенство линий, осмысленность и одухотворенность — эти качества Сергеев унаследовал от предыдущих поколений петербургских танцовщиков. Он закончил Ленинградское хореографическое училище в 1930 году по классу В. И. Пономарева. Из класса этого выдающегося педагога вышли многие артисты нашего балета, совершившие подлинно революционный переворот в области мужского классического танца. Среди них и Константин Михайлович Сергеев.

Сейчас, к сожалению, на балетной сцене не часто можно увидеть артиста, владеющего навыками актерского мастерства. Сергеева же называли танцовщиком-артистом. Психологическая глубина проникновения в образ отличала все его исполнительские работы. С юношеских лет увлекаясь драмой, он был знаком и дружен со многими выдающимися дея­телями драматической сцены. Их творчество находило отражение в собственной исполнительской деятельности. Многие драматические артисты пристально приглядывались к сергеевским жестам, деталям, позам — столь неожиданно выразительными выходили у него самые простые «физические действия». В жизнестойкость классического балета К. М. Сергеев не просто верил, а веровал! Классическая хорео­графия формировалась веками, каждая эпоха приносила в нее что-то новое. Ведь традиции в балете вовсе не означают нечто косное, застывшее, их развитие можно проследить исторически. Сила традиций — в их преемственности. Всю свою жизнь Сергеев отдал сохранению и развитию этих традиций. И как исполнитель, и как балетмейстер, а потом и руководитель балетной труппы, и как художественный руководитель балетной школы. Он был глубоко убежден, что в воспитании будущего артиста нет мелочей. Очень важно, чтобы, только переступив порог школы, дети почувствовали, что отныне они попали в другой мир. Это мир искусства, особой духовности, где огромное значение имеют не только профессиональные данные. Будущего художника формирует многое, даже сама величественная атмосфера улицы Зодчего Росси. Важно все — как вы ходите, здороваетесь, держитесь внешне. И хотя до выхода на профессиональную сцену начинающему ученику еще далеко, думать об этом нужно с первых шагов в школе.

«Художник-интеллигент» — такое определение как нельзя более подходит для характеристики личности Константина Михайловича Сергеева, выдающегося артиста, ба­лет­мейстера, первого президента Академии русского балета им. А. Я. Вагановой.



[1] Доклад прочитан на Международной научно-практической конференции «Гуманитарная культура как фактор преобразования России» (СПбГУП, 22–23 мая 1997 г.).