Русский музей как всероссийская высшая школа истории, патриотизма, профессионального мастерства

[1]

Сто лет назад государство позаботилось о своей культуре, открыв первый в России государственный музей национального искусства, который собрал самую большую коллекцию произведений, созданных российскими художниками за тысячу лет.

Сегодня возможности государства ограничены, и мы обращаемся к регионам с просьбой «всем миром», как всегда на Руси делались добрые дела, помочь нашей великой сокровищнице достойно встретить свое 100-летие.

Почему Россия должна помогать музею, расположенному в Петербурге?

Потому что сегодня Русский музей — это всероссийская высшая школа истории, патриотизма, профессионального мастерства.

Потому что ежегодно в Русский музей приезжает около миллиона россиян со всех концов нашей Родины. Потому что сотни тысяч иностранных туристов видят в России то, чем может гордиться нация.

Потому что Русский музей курирует работу 238 художественных музеев России, оказывает им постоянную реальную помощь, ежегодно до 120 сотрудников и руководителей российских музеев проходят регулярные стажировки в ГРМ (в музее создан отдел художественных музеев России).

Потому что в Республиканской гимназии при Русском музее вскоре смогут учиться дети со всей России.

Потому что Республиканский центр музейной педагогики при Русском музее разрабатывает уникальную методику образования и воспитания детей и взрослых на лучших образцах российского искусства — для детей всей России.

Поэтому, говоря о необходимости развития и реконструкции музея, мы не решаем только собственные, узковедомственные проблемы, но стремимся способствовать решению проблемы возрождения, подъема, развития традиций российской классической культуры. В чем можно помочь Русскому музею?

К 100-летию разработана Программа реконструкции и развития музея, являющаяся значительной частью программы восстановления исторического центра Санкт-Петербурга. Она называется «Возрождение». Срок ее завершения — 2003 год (300-летие города), девиз — «Российские предприниматели — Русскому музею», цель — создание уникального архитектурно-художественного музейного комплекса, включающего крупнейшую в мире коллекцию русского искусства, четыре дворца общей площадью 80 тыс. квадратных метров и территорию (в том числе Сад русской скульптуры) площадью 16 гектаров.

 

Главные стратегические направления программы

1. «Фонды музея, доступные зрителям». Первоочередные задачи:

·        оборудование открытого фонда русской скульптуры XVIII–XX веков (проект готов, работы ведутся);

·        оборудование постоянного раздела экспозиции «Золотая кладовая России» (проект готов, выставка была открыта 19 марта 1998 года);

·        оборудование галереи русского фарфора (проект в работе, коллекция уникальна, одна из трех крупнейших в стране);

·        отливка бронзовых копий скульптур российских мастеров из собрания музея (единственного в России) для установки в Михайловском саду — Саду русской скульптуры (проект готов, работы начаты).

2. Издание полного генерального каталога с воспроизведением всех вещей из коллекции музея.

3. «Здравствуй, музей» (учебные, научно-популярные, образовательные программы для всех категорий зрителей — не только по музею, но по истории русского искусства). Перво­очередные задачи:

·        публикация разработанных программ и методик;

·        публикация подготовительных изданий для детей и школьников;

·        производство, тиражирование и распространение 12 серий видеофильмов о русском искусстве;

·        производство, тиражирование и распространение CD-ROM интерактивных дисков с учебными программами (программы получили в 1996 году премию МК РФ и легли в основу музейно-педагогической работы музеев Перми, Тулы, Тольятти, Твери, Саратова).

4. Возрождение дворцов. Первоочередные задачи:

·        реставрация парадного двора Михайловского дворца, восстановление чугунной решетки (проект готов);

·        реставрация каменных ваз (известняк) для парапета Мраморного дворца;

·        реставрация и оборудование Белого зала Мраморного дворца (зал для приемов, концертов фестивалей — на 500 мест; проект готов);

·        восстановление по сохранившимся образцам первой половины XVIII века фигурного паркета из ценных пород дерева Строгановского дворца (проект готов, обмеры и фиксация сделаны);

·        переезд Центральной военно-морской библиотеки из разрушающихся залов Инженерного замка — Тронного зала императора Павла I (здание для переезда есть).

Чем можно помочь Русскому музею? Свободных финансовых ресурсов нет ни у кого, но каждый из регионов чем-то богат: материалами, сырьем, уникальными технологиями, специфической производственной базой и т. д.

Музею необходимы: облицовочные материалы, гранит, мрамор, плитка и брусчатка для мощения; известняк для ваз; медь для кровли; бронза (литье хорошего качества) для скульптур; специальное прочное стекло, витрины; специальное освещение для оборудования вышеперечисленных фондов; дешевая полиграфия.

Почему музей обращается за помощью? В 1996 году музей был профинансирован на 17,7 % из бюджета; в 1997-м — на 36 %; январе-феврале 1998 года музей фактически оставили без бюджетных средств.

Какие формы сотрудничества возможны?

Музей активно работает по привлечению внебюджетных источников финансирования.

·        Сеть магазинов в Русском музее (1,5 млн посетителей в год). Нужна недорогая по себестоимости, высокого качества сувенирная продукция — по заказу и тематике музея (копии, символика музея и т. д.). Метрополитен-музей в Нью-Йорке имеет около 20 филиалов своего магазина в других городах. Почему бы не появиться таким небольшим магазинам в городах России? (Магазины уже открыты во всех дворцах, главный торговый зал открыт в вестибюле Михайловского дворца 19 марта 1998 года.)

·        Выставки из коллекции музея в российских городах. Необходимо возрождать эту традицию. Раньше финансирование шло из МК. Теперь надо искать спонсоров на местах; условие: музей должен покрывать не только прямые, но и амортизационные расходы — содержание фондов, зданий, реставрации и т. д. (Любая выставка может быть подготовлена за 2–3 месяца.)

·        Издания музея. Так, НПО «Рубин» к своему юбилею издает подарочный альбом «Неведомые шедевры» (100 работ из фондов Русского музея). Музей всегда готов предоставить высококачественные слайды, обеспечить всю редакцион­ную подготовку, печать. Музей заинтересован в продаже своих изданий в российских городах. На международной книжной ярмарке во Франкфурте музей имел свой стенд, где были представлены 26 изданий!

·        Международное общество «Друзья Русского музея». В его состав входят Президент России Б. Н. Ельцин, председатель Совета федерации Е. С. Строев, губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев (он является председателем Попечительного совета музея), академик Д. С. Лихачев, писатель Д. А. Гранин, многие индивидуальные и коллективные члены из разных стран, но из регионов и городов России — никого! Если бы в каждом регионе, при содействии местного руководства хотя бы одна фирма, заинтересованная в работе с Санкт-Петербургом, стала коллективным членом общества, внеся соответствующий годовой взнос (от 30 тыс. до 60 тыс. деноминированных рублей), музей смог бы решить многие проблемы!

Что нужно для сотрудничества? Заинтересованность и активный обмен информацией. Прочная законодательная база для поощрения благотворительности в сфере культуры; для содействия деятельности музеев по привлечению и зарабатыванию внебюджетных средств.



[1] Доклад прочитан на Международной научно-практической конференции «Гуманитарная культура как фактор преобразования России» (СПбГУП, 21–22 мая 1998 г.).