Форум содержит ответы ректора, данные им неформально

Они не являются изложением официальных позиций СПбГУП. Это — интернет-продолжение давней традиции нашего Университета, неформальных встреч и бесед А.С. Запесоцкого со студенчеством, зародившейся более 15 лет назад.

 Тем: 6775

Совместимы ли строгость и талант?

Во время дня открытых дверей, на который мы всей семьей приезжали весной из Пскова, мы пообщались со студентами вашего университета. Один из них рассказал о строжайшей дисциплине. Другие же студенты отзывались о вузе как о месте, где дают раскрыться всем талантам учащихся. А как на самом деле? Совместимы ли строгость и талант?
Гость, 06.07.2015
Люди к нам поступают разные. Одни не чувствуют никакой строгости, так как с детства хорошо воспитаны, любят заниматься делом, хотят получить хорошее образование.
Другие ленятся, и их полезно ставить в определенные рамки.
Каким бы человек ни был, мы стараемся помочь ему наилучшим образом подготовить себя к взрослой жизни. Любой талант дает хорошие результаты только в сочетании с трудолюбием и дисциплиной. Без этих качеств талант вообще способен превратить молодого человека в неудачника.
Наш многолетний опыт подтверждает правильность этого подхода к образованию.
А.С. 16.07.15

5c67f8e2f45b61797d9becb416f16320
Анна Александровна Осьмухина, 16.07.2015

Прозрачна ли работа приемной комиссии?

Несмотря на контроль за вузами со стороны государства и систему ЕГЭ, все же слышу от своих знакомых, что их дети поступают в вузы «по звонку ректору». Есть ли в ГУПе ректорские списки? Прозрачна ли работа приемной комиссии?
Гость, 10.07.2015
Того, о чем Вы говорите, у нас не было и нет. Это общеизвестно.
А.С. 16.07.15
Анна Александровна Осьмухина, 16.07.2015

Взгляд в будущее

Здравствуйте, Александр Сергеевич!
Отвечаю на Ваши вопросы, и, оказалось, для себя тоже.
- Относительно журналистики я выбрала журналы. Люблю читать и это, на мой взгляд, одна их актуальных тем. Читатель может дотронуться до твоего творчества руками. Модно передать запечатленное фото в нужный момент, это завораживает и на это можно смотреть долго. Мне нравится сам процесс работы над журналом, а выпуск нового журнала - это твой конечный результат. Он показывает все.
- Больше всего , на данный момент, мне нравятся 3 сферы : предпринимательство, спорт и искусство. Но на этом я ни в коем случае не собираюсь останавливаться, хочу познать все сферы, какие мне будут доступны.
- Из форм журналистики я, скорее всего, предпочитаю репортаж. Но я люблю много мыслить и философствовать, и хочу писать статьи-рассуждения.
Почему же я решила стать журналистом? Журналист - всегда актуальная профессия.
Она никогда не исчезнет. Внутренний голос кричит мне, что это жутко интересно, Лиза, это твое! Это неизведанный для тебя мир. И Я решила, что хочу изучить его изнутри. У меня огромное желание. Журналист находится в самом центре событий ( сейчас я представляю в голове, как бегаю по городу в большой праздник и беру интервью). Наверное, все таки я начну с телевидения. Но останавливаться я не хочу только на журналистике. По окончании университета я хочу открыть свой бизнес, стать предпринимателем (наверное создам свою сеть журналов, пока точно не знаю ).
Я считаю, что журналист всегда учится. Каждый день. Т.к ему приходится добывать новую информацию. Он всегда должен находится в информационном голоде. Как я нахожусь сейчас в нем!
Елизавета, 13.07.2015
Елизавета, спасибо. Завидую, у Вас впереди много интересного.
Желаю Вам исполнения желаний.
А.С. 16.07.15
P.S. А что Вы восприняли из моих советов?

Рисунок
Анна Александровна Осьмухина, 16.07.2015

Самый высокий конкурс в городе

Уважаемый Александр Сергеевич, сегодня прочитали, что в СПбГУП самый высокий конкурс в городе. Расстроились. К Вам, наверное, не попасть?
Эмма Петровна, 14.07.2015
Уважаемая Эмма Петровна!
Конкурс у нас самый высокий уже не первый год. Но все, кто действительно хочет у нас учиться, учатся в итоге у нас.
Кто не проходит по конкурсу на бесплатное, поступают на места с частичной оплатой обучения. Потом многие переводятся на бесплатное. Конечно, те, кто старается.
Разумеется, деньги, никому не хочется платить, но платят. Дело того стоит. В любом случае эти затраты потом окупаются очень быстро.
Но сейчас о платном обучении думать еще рано. Давайте посмотрим на итоги «первой волны». Ведь не все ведь оригиналы документов сдали.
А.С. 15.07.15

Рисунок
Анна Александровна Осьмухина, 15.07.2015

Чего к вам так все стремятся?

Александр Сергеевич! Услышали, что огромный конкурс к вам. Сказать по правде, ваш вуз у нас был не первым в списке предпочтений, но теперь задумались. Чего к вам-то так все стремятся?
Мама абитуриентки, 14.07.2015
Мне бы не хотелось видеть у нас студентов, поступивших под влиянием какого-то ажиотажа.
Познакомьтесь с нашим вузом как следует, пообщайтесь с моими коллегами в Приемной комиссии. Разберитесь сами, почему люди думающие к нам стремятся. Потом определяйтесь, но по-взрослому, всерьез.
Учиться у нас не просто. От студентов требуется серьезный настрой, правильное отношение к делу.
А.С. 15.07.15

РисунокРисунокРисунокРисунок
Анна Александровна Осьмухина, 15.07.2015

Смогут ли родители прийти на линейку 1 сентября?

Александр Сергеевич! Я решила по любому поступить в Ваш университет. Не пройду по баллам, так на платное. И родители меня поддерживают. Смогут ли они со мной прийти на линейку 1 сентября? Моя подруга у Вас учится, говорит, что это восторг!
Екатерина, 10.07.2015
Катя, мы будем рады видеть Вас вместе с родителями.
А.С. 14.07.15

РисунокРисунокРисунок
Анна Александровна Осьмухина, 14.07.2015

Как относиться к рейтингам вузов?

Уважаемый Александр Сергеевич, как относиться к рейтингам вузов, которые сейчас печатаются в огромном количестве, и все разные?
Виктор Сергеевич, 11.07.2015
Как к разновидности игры в наперстки.
Насколько я понимаю, рейтинги делаются обычно так. Есть заказчик и есть исполнитель. Исполнитель берет от заказчика деньги. На первые места ставится несколько вузов с хорошо известными именами. Между ними «впихивается» название вуза-заказчика. И эта ерунда публикуется. Неумные журналисты-бездельники перепечатывают, чтобы привлечь внимание доверчивой аудитории.
Проблема в том, что объективные (общепризнанные, понятные по принципам составления и прозрачные) рейтинги могут быть у шахматистов или теннисистов. В образовании их в принципе быть не может. Отсюда шарлатанство и «заказуха».
А.С. 14.07.15

fc97451c48fe846d1c6ec3007b23e0c0
Анна Александровна Осьмухина, 14.07.2015

Поступают ли в СПбГУП обычные дети?

Уважаемый Александр Сергеевич! В Вашем институте очень высокий конкурс. Даже страшно поступать. А я еще новости на сайте посмотрела: каждую неделю сообщения о том, что Ваши студенты выигрывают всякие конкурсы и соревнования. Такое впечатление, что одних вундеркиндов собрали. А обычному ребенку-то, у Вас как, как себя чувствовать будет?
мама абитуриента, 13.07.2015
У нас учатся совершенно нормальные ребята. Даже троечникам дорога не закрыта, правда – на платное. Но после первого курса многих на бесплатное переводим.
Я бы так сказал: СПбГУП – отличное место для нормальных ребят, серьезно относящихся к своему будущему.
Различных творческих конкурсов наши ребята, действительно, выигрывают много. Потому что делом заняты. А мы им создаем хорошие условия.
А.С. 13.07.15

РисунокРисунокРисунокРисунок
Анна Александровна Осьмухина, 13.07.2015

Взгляд в будущее

Здравствуйте, Александр Сергеевич! Долгое время я не могла определиться с профессией, но в мае 2015 года у меня появилось страстное желание, что хочу стать журналистом. Вместе с этим у меня появилась тяга к Санкт-Петербургу. Я поняла, что этот город меня вдохновляет. Я начала искать в вашем городе университет, где могла бы получать знания и опыт. Мне осталось учиться в школе 1 год, после чего, хочу подавать документы в ваш университет. Хотелось бы получить Ваш совет или наставление, чему стоит больше уделить свободное время во благо журналистике и тому, чтобы быть уверенной, что поступлю в ваш университет?
Елизавета, 11.07.2015
Здравствуйте, Елизавета!
Думается, наш Университет – именно то, что нужно молодежи, серьезно думающей о будущем.
1) Для того чтобы стать профессионалом в любом деле, нужны дисциплина, трудолюбие, ответственность. Это полностью зависит от Ваших родителей, учителей и Вас самой. Обратите внимание на развитие этих качеств.
2) Образованность предполагает высокий культурный уровень человека. Без этого в жизни не продвинуться. Петербург Вам  может дать много хорошего, но надо уметь это хорошее взять. Нужно уметь планировать использование своего свободного времени.
Постарайтесь и к этому себя подготовить. Пока же читайте как можно больше художественную литературу. Я имею в виду русскую и мировую классику. Очень важно и полезно по многим причинам.
3) Впереди у Вас подготовка к ЕГЭ. И учителя, и родители будут хотеть  от Вас высших результатов. Но подготовка эта – зубрежка, натаскивание. Постарайтесь не забыть и о развитии творческих способностей. Не тратьте свободное время впустую. Занимайтесь чем-то творческим, к чему душа лежит.
4) Относительно журналистики:
- она бывает разная: телевидение, радио, газеты и журналы, интернет; к чему Вас тянет и почему?
- настоящий журналист специализируется в каких-то сферах, например: экономика, наука, спорт, криминальная тематика и т. д.; Вам что больше интересно?
- есть разные формы журналистики: интервью, репортаж, очерк и т.д. и т.п.; Вам что представляется привлекательным?
Напишите мне, почему Вы хотите быть журналистом. Это интересно.
Пока же советую как можно глубже изучать гуманитарные предметы. Не только литературу и не только по школьной программе.
Журналист – это тот, кто несет информацию людям. И чтобы этим заниматься, нужно быть развитым человеком. Чего от души желаю.
А.С. 13.07.15
P.S. Я сам много работал журналистом. И сейчас – чуть-чуть работаю, в «Комсомолке». Так что Вы – мой будущий коллега.
Успехов Вам.

056092af5683587eb9193b4f3b1f5789
Анна Александровна Осьмухина, 13.07.2015

Стоимость проживания

Здравствуйте. Говорят, что во время учебы в СПбГУП обязательно жить в Доме студентов. А можно у родственников? Цены-то у вас высокие.
С уважением.
Гость, 28.06.2015
Добрый день.
1) Жить в Доме студентов не обязательно. Наши студенты могут жить, где считают нужным.
2) К 1 сентября свободных мест в Доме студентов не бывает, т.к. желающих там жить больше, чем мест.
3) С конца января и до последних чисел августа при приобретении мест в ДС преимущество имеют абитуриенты, так как на первых курсах у них есть непростая задача адаптироваться в вузе, а, проживая за его пределами (в том числе и у родственников) это сделать намного сложнее. Среди первокурсников отчислений в среднем в 5 раз больше у тех, кто проживает за пределами вуза, по сравнению с теми, кто живет на нашей территории. Такова статистика.

В ДС обстановка способствует хорошей учебе. Никакие родственники не мешают занятиям, жизнь новичков более упорядочена, нет трат времени на транспорт, ненужные отвлечения и т. д.
Но это – Ваш выбор. Можете выгадать в деньгах сегодня, но сильно прогадать в будущем. Разумеется, это наше мнение и руководствоваться им Вы совсем не обязаны.

4) Относительно наших цен: возможно, Вам стоит с этой точки зрения вообще обдумать, «потянете» ли Вы учебу у нас.
В Петербурге жить и учиться в принципе недешево.
В СПбГУП высокое качество питания и не бесплатная еда. У нас много досуговых мероприятий. Существенная часть из них платная. Пусть студенты платят и половину фактической стоимости, но она может составлять от 100 до 300 рублей несколько раз в месяц. Формально можно и не ходить, но в таком случае Вы будете выглядеть здесь не белой вороной, а «черным поросенком», поскольку культурное развитие считается в СПбГУП важной задачей студента. И т. д.
Если вы обеспечены учебным местом и проживанием, Вам нужно в среднем еще не меньше 15-20 тыс. рублей в месяц на питание и прочие расходы. И стричься нужно, и мыло покупать.
Многие наши студенты с небольшим достатком подрабатывают в выходные и летом ради учебы у нас. Но это непросто. Занятия ради подработки пропускать нельзя.
Вам нужно трезво оценить свои возможности.
Технический секретарь 13.07.15

Рисунок
Анна Александровна Осьмухина, 13.07.2015

В какой мере успех зависит от удачи и везения?

Александр Сергеевич, вопрос в контексте неудач многих школьников-выпускников при сдаче ЕГЭ. По Вашему мнению, в какой мере успех в учебе и в жизни зависит от удачи и везения?
Гость, 12.07.2015
Успех зависит от удачи безусловно. Но сильный человек достигает всего, невзирая на неблагоприятные стечения обстоятельств.
Я убежден, что жизнь каждому дает свой шанс. И не один. И важно эти шансы увидеть и не упустить.
В общем, дорогу осилит идущий.
А.С. 12.07.15

c9f7eed0e10e9fe46f6beb0aaa3a7a9a
Анна Александровна Осьмухина, 12.07.2015

В продолжение темы "Успешный человек"

Здравствуйте Александр Сергеевич!
Ещё раз перечитал роман Джека Лондона "Время не ждёт". Классный роман. Запомнились следующие размышления героя Элама Харниша: "Источник всех богатств - честный труд....Когда труд окончен, предстоит распределение богатств, созданных трудом; тут-то и начинается шулерство.... Десятки и сотни тысяч мошенников просиживают ночи напролёт над планами, как бы втиснуться между "рабочими" (авт. пр.) и плодами их труда. Эти мошенники и есть, так называемые, бизнесмены. Втиснувшись между "рабочими" и продуктом их труда, они урывают свою долю богатства. Доля эта определяется не справедливостью, а степенью могущества и подлости шулеров. В каждом отдельном случае они отжимают всё, что может выдержать коммерция. Так поступают все участники игры". И об этом говорил не только Джек Лондон, но и многие другие великие писатели и учёные, в т.ч. К.Маркс, портрет которого висит в Кембридже (или Оксфорде, не помню), как одного из величайших экономистов мира. Как Вы прокомментируете вышесказанное? И в связи с этим, почему по СМИ не говорят об истинной причине недовольств народов (Ближний Восток, ИГ, Украина, Армения, Греция и пр.) - несправедливости распределения богатств этими шулерами и мошенниками? СМИ говорят в основном о "подлой политике государств" (США, например), которые действительно используют указанную выше корневую причину в своих узкокорыстных целях. Как всё это совместить с вашими расcуждениями об успешности? Заранее благодарен за ответ.
Сергей, 07.07.2015
А как Вам следующая характеристика Время-не-ждет: "Никто не искал с таким упорством и долготерпением, как Харниш. Он не только рос вместе со страной, он помог ее рождению. Он создавал ее историю, ее географию; и те, кто пришел после него, описывали его переходы и наносили на карту проложенные им тропы. Настоящий мужчина рисковал всем ради всего, и если ему доставалось не все – считалось, что он в проигрыше." Это Вам не запомнилось?
Я читал Карла Маркса. Считаю его гением. Он хорошо описал сущность капитализма. Но не всю.
Далеко не все предприниматели – жулики. Есть и настоящие первопроходцы. Огромная часть прогресса человечества связана с людьми, которым было интересно сделать в жизни что-то стоящее. Чего не могут другие.
А.С. 12.07.15

6040c292fce0ace71d7ce0afa721fb3a
Анна Александровна Осьмухина, 12.07.2015

Кто для Вас является примером в жизни?

Александр Сергеевич, кто для Вас является примером в жизни? И кого Вы посоветуете приводить в качестве примера при воспитании современных подростков?
Гость, 11.07.2015
Примеров у меня много. В разных случаях – разные люди: Владимир Путин, Михаил Шмаков, Петр I, Ломоносов, Ульянов-Ленин, солдаты, что страну отстояли в Великую Отечественную и в ходе других испытаний, мои родители, товарищи по работе…
Для наших студентов у меня есть специальное предложение примеров – наши Почетные доктора: Дмитрий Лихачев, Даниил Гранин, Наталья Бехтерева, Андрей Вознесенский и все остальные.
Что касается подростков – советую всю литературу, которую мы любили в советское время, фильмы той великой эпохи.
Вот мой сын впервые увидел «17 мгновений весны» в 20 лет. Я почувствовал свою вину перед ним.
А.С. 11.07.15

РисунокРисунокРисунок
Анна Александровна Осьмухина, 11.07.2015

Cтоит ли отправлять детей в современные пионерлагеря?

Моя старшая дочь получила за ЕГЭ высокие баллы и уже почти студентка Вашего университета. Я читала на сайте несколько Ваших публикаций по воспитанию и образованию, в связи с этим появился вопрос, касающийся моей младшей 8-летней дочери. Как Вы считаете, стоит ли отправлять детей младшего школьного возраста в современные пионерлагеря? Сама я вспоминаю летние смены в пионерлагере как очень счастливое время.
Гость, 11.07.2015
Не знаю. В советское время я и сам работал начальником лагеря.
Но что там делается сейчас, увы, не знаю.
А.С. 11.07.15
Анна Александровна Осьмухина, 11.07.2015

Ложь во благо

Александр Сергеевич, поспорили на днях с дочерью-абитуриенткой о том, может ли быть ложь во благо. Нам обеим очень интересно знать Ваше мнение по этому поводу.
Гость, 10.07.2015
Удивили. Мне казалось, ответ очевиден.
Ложь во благо – нормальная вещь. Вот мать плохо выглядит, а дочь должна ей говорить обратное. И т. д. Тысячи ситуаций. По-моему, тысячи.
Но важно отличать добро от зла, понимать, где реальное благо.
А.С. 10.07.15

ecbe648f9632670053f6269088c58ce9
Анна Александровна Осьмухина, 10.07.2015

Политика СПбГУП: "икона и топор"?

Так, Александр Сергеевич?
Икона - символ персонифицированных идеалов, воспитывающих и формирующих ум, волю и чувства (эмоции) студентов.
Топор - символ дисциплины, порядка, а если нужно и принуждения ("казни" слабаков и подонков).
Александр, 09.07.2015
Вы, Александр, снова о Биллингтоне. Так вот: американский ученый акцентировал внимание своего читателя на больших крайностях в поведении, как особенностях русского национального характера.
Я бы с ним спорить не стал. В контексте его размышлений икона и топор как символы таких крайностей вполне уместны.

Применительно к СПбГУП это не уместно.
Поощрение и наказание в педагогике – два из трех основных методов воспитания. Третий – включение в целесообразную деятельность. Без этих трех методов вообще никакое качественное образование (обучение + воспитание) невозможно в принципе.
Икона и топор – не просто символы, а крайние символы. Мы же в Университете крайностей стараемся избегать.
Идеалы – да. Это мы культивируем. Но не иконы.
Дисциплина – тоже да. Но принуждение в Университете возможно в небольших дозах, весьма избирательно и там, где уже никак без этого не обойтись.
Все в меру. Мера – вообще важное качество любой деятельности. Тем более – в  деятельности Университета.
А.С. 10.07.15
Анна Александровна Осьмухина, 10.07.2015

Хотелось бы попросить Вашего совета

Александр Сергеевич, хотелось бы попросить Вашего совета. Я – мама студентки университета и тренер по фигурному катанию. Тренируя своих воспитанников, регулярно вижу попытки родителей реализоваться в своих детях. Что Вы можете порекомендовать мне в этом случае говорить родителям? Как подсказать им, не обидев?
Гость, 09.07.2015
Не знаю. Зависит от конкретных ситуаций.
Мои-то проблемы совсем иные: как привлечь внимание родителей к жизни наших студентов, как сделать родителей союзниками?
Слабые, ленивые студенты часто говорят неправду родителям, скрывают от них многое.
А потом появляются проблемы, с которыми и им, и нам справиться сложно.
Теряем процентов 7 таких ребят каждый год. Мне их бывает очень жалко.
А.С. 9.07.15

6e5e20ccc699d5cff03157cb5c2c7fc5
Анна Александровна Осьмухина, 09.07.2015

Ваше любимое место в Университете

Александр Сергеевич, были у вас на Дне Открытых дверей, нас поразил Университет, теперь мечтаем учиться только у вас. Не в каждом университете страны есть свой «пляж», столько уютных мест, где можно заниматься, отдыхать и читать книги. Спасибо за такую возможность для студентов. Хотела узнать, а какое Ваше любимое место в Университете?
Гость, 09.07.2015
Поскольку я имел отношение к созданию интерьеров почти всего вуза, мне почти везде и нравится. Что-то одно назвать невозможно.
А.С. 9.07.15

РисунокРисунокРисунокРисунокРисунокРисунок
Анна Александровна Осьмухина, 09.07.2015

Икона и топор

Уважаемый Александр Сергеевич!
Читали или знакомы ли Вы с работами одного из основоположника культурологии Джеймса Биллингтона (Биллингтон Д. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. М.: Рудомино, 2001. 879 с.). Книга была опубликована в 1966 г., но по прежнему очень актуальна. Интересно было бы услышать ваше толкование и размышления по материалам и основным идеям этой интересной книги. Спасибо
Александр, 07.07.2015
Уважаемый Александр!
С Биллингтоном я знаком лично. Это уважаемый ученый, считающийся в США крупным специалистом по России. Был связан добрыми отношениями и научными интересами с академиком Д.С. Лихачевым. Не знаю, как сейчас, но долгое время он возглавлял Библиотеку Конгресса США.
Книга, о которой Вы говорите, действительно интересна как дополнение к нашим собственным знаниям о России, как внимательный, добросовестный взгляд со стороны. Каких-то принципиально новых для российской науки положений она, по-моему, не содержит. Что не умаляет ее достоинств.
Основоположником культурологии из американцев я назвал бы скорее Лесли Уайта. Его книга «Наука о культуре» в момент выхода в США не была воспринята американским научным сообществом должным образом. Да и у нас тоже.
Но сейчас очевидно, что это мощный для своего времени труд.
О культурологии, если хотите подробнее, почитайте мой доклад на Президиуме РАН (2010 г.) - № 148 в перечне моих работ (плашка вверху данной стр. сайта, раздел «Научные статьи в журналах») http://www.gup.ru/uni/rektor/kult_otrasl.pdf.
А.С. 9.07.15

84275e31dc66f680ddb206c047b14b05
Анна Александровна Осьмухина, 09.07.2015

Есть ли разница между студентами нынешнего поколения и Вашего?

Александр Сергеевич, как Вы считаете, есть ли разница между студентами нынешнего поколения и Вашего? В чем эта разница проявляется?
Гость, 08.07.2015
Разница уже очень большая. Практически во всех отношениях поступающие к нам дети (в большинстве – очень хорошие!) подготовлены не очень хорошо, чего бы это ни касалось: от школьных знаний до мотивации к учебе, от самостоятельности до здоровья.
Слабые школы с ужасными учебными программами (особая катастрофа – с изучением литературы), проблемы в семьях, омерзительные телевидение и Интернет…
Я как-то Владимиру Путину сказал: «Телевидение – враг педагога». Он отшутился, но проблема-то есть, и еще какая!
А.С. 8.07.15

РисунокРисунок
Анна Александровна Осьмухина, 08.07.2015