Список форумов Форумы   Список тем форума Темы   Поиск по форуму Поиск   Помощь Помощь   Войти Войти   Зарегистрироваться Зарегистрироваться  

Добавить новую тему
Тема «Анна Каренина»
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Гость
Гость



Уважаемый Александр Сергеевич! Смотрите ли Вы новый сериал Анна Каренина Сергея Соловьева? Как он Вам? Мне лично, - не очень... Почему в школах не объясняют очень важный мотив "странного" поведения Анны Карениной, - ведь она (согласно роману) нюхала морфий, т.е. являлась наркоманкой.
Создано 05.03.2013 15:43:41
Наверх
Анна Александровна Осьмухина
Гость



1) Каждое литературное произведение следует рассматривать в культурном контексте его эпохи. Применительно к героине романа Л.Толстого неправильно применять сам термин «наркоманка», т.к. такого термина во времена Толстого еще не было. «Наркотик» - так называли усыпляющие вещества. Опиум и приготовленные из него препараты (морфий или, как его ещё называли, морфин) считался тогда обычным лекарственным средством. В словаре иностранных слов 1885 года в статье «Морфий, морфин» говорится: «Вещество, получаемое из опия, для усыпления, а также как болеутолительное лекарство». Других сильнодействующих снотворных и обезболивающих средств тогда медицина не знала. (В «Анне Карениной» опий выписывают готовящейся рожать Кити.) Поэтому поведение Анны, принимающей морфий, не является в то время ни уголовно наказуемым, ни общественно-осуждаемым. В качестве снотворного его эпизодически употребляли многие. Другое дело, что уже тогда было прекрасно известно о вреде чрезмерного употребления, передозировки этих средств, о возможности пагубной зависимости от этих препаратов. Опиум продавался в каждой аптеке, но отпускали его строго по рецептам врача (об этом Толстой также рассказывает). Литература эпохи реализма ставит себе цель: описывать действительность во всех ее сложностях, противоречиях, не отворачиваясь от мрачных, негативных ее проявлений. При всем сочувствии к Анне Карениной Толстой показывает, что она глубоко несчастна: любит человека, который не в силах подняться до ее уровня, а потому не может понять ее. Она гонима светским обществом. Великий писатель показывает и то, что под влиянием ложной идеи гедонизма («я молода, я красива, неужели я не имею права на счастье?») она запуталась в жизненных коллизиях, заплатила за любовь слишком дорогую цену. В ее душевном мире постепенно нарастает стремление к мести и саморазрушению. Именно поэтому у Толстого она не может заснуть без морфия, принимает его больше, чем прописал врач. Заметим, что в романе о приеме морфия говорится мельком, в нескольких фразах. Это просто один из симптомов нарастающего душевного напряжения героини, которое неминуемо должно разрешиться катастрофой. 2) Фильм С.Соловьева мне не кажется большой режиссерской удачей. Он иллюстративен, последняя серия просто является рядом эпизодов, практически между собой не связанных, и понятных лишь тем, кто хорошо представляет себе содержание романа. Выброшена вся линия, связанная с поисками смысла жизни Константина Левина, чрезвычайно важная для идейной концепции романа Толстого в целом. Исключено и все то, что делает Анну высокой героиней трагедии: ее прозрение об ошибочности поисков земного, плотского, эгоистического счастья (она сравнивает его с «грязным мороженым», которое нравится уличным мальчишкам), прозрение о том, что вся земная жизнь есть «зло и бессмыслица» (глядя на смешную вывеску «coiffeur Тютькин» (не брадобрей, даже не парикмахер, а куафер), она окончательно делает вывод: «все неправда, все ложь, все обман, все зло», а поскольку бороться с миром лжи в одиночку она не в силах, то единственный выход для нее, человека сильного и энергичного, - самоубийство). Всего этого в фильме нет, зато эпизодам с приемом морфия уделено несколько большее место, чем в романе, и у неискушенного зрителя может возникнуть упрощенное представление о героине, совершающей самоубийство в наркотическом полубезумии. Думаю, о пропаганде наркотиков здесь речи нет. Напротив, их разрушающее действие всячески подчеркивается, но сложная проблематика романа Толстого подана режиссером несколько упрощенно. Таким образом, «странным» поведение Анны кажется только в том случае, если не вникать в авторские объяснения, не пытаться анализировать сложную проблематику романа. И, разумеется, объяснять ее страдания и гибель чрезмерным употреблением морфия – значит невероятно упрощать и ее образ, и замысел Толстого. В обычной средней школе, особенно в свете последних сокращений часов на литературу, этот роман вообще, как правило, не входит в программу, о нем лишь бегло упоминается. В школах, где усилен гуманитарный компонент (в гимназиях) усилиями некоторых учителей этот роман обсуждается более широко. Более серьезное изучение этого романа возможно в рамках курса «история отечественной литературы» в гуманитарном вузе, как, например, это происходит в СПбГУП. Я получил большое удовольствие, сверив свои взгляды по данной проблематике с нашим замечательным профессором А.В.Успенской. И последнее: прежде, чем смотреть экранизации Толстого, нужно его читать. Если пролистывать, как один наш недавний гость с «Эхо Москвы», - козлёночком станешь… (Это замечание адресовано, конечно, не автору вопроса, а нашим студентам, которые, к моему глубокому огорчению, подобные вопросы задают очень редко). Автору же вопроса спасибо. Такие вещи обсуждать интересно. А.С. 11.03.13
744708150cde70116814bb0a4fdddf6f
Создано 11.03.2013 18:03:10
Наверх
Добавить новую тему