Гость Гость
|
Уважаемый Александр Сергеевич! Известно, что модели экономической теории в большой степени зависят от идеологических установок и выбранной идеологической системы ценностей (идеалов), которые могут быть левые и правые. В этой связи интересно, как теория зависит от идеологии и как идеология зависит от теории? Что первично или, что доминирует в обществе, как и почему? Заранее благодарен за ответ..
|
Анна Александровна Осьмухина Гость
|
Мне нравится для описания конкретной ситуации в стране понятие «социально-экономической формации», хорошо разработанное в марксистской теории. При описании формации можно оперировать разными терминами: «постиндустриальное» общество, «информационное», общество «модерна» или «постмодерна», общество «потребления» и т.п. Но все эти термины вторичны и характеризуют только отдельные сущностные черты социально-экономической формации.
Так вот: формация у нас была изменена радикально в 1991 году. Избранная экономическая модель была основана на иной, нежели в советское время, идеологии.
В принципе, умные люди (академик Богомолов, например) считают, что когда идеология выбрана и формация сложилась, в ходе её развития идеология отступает на второй план. А когда экономическая модель входит в кризис, идеологию снова достают с книжной полки. На сломе эпох у национальной элиты развязаны руки для выбора новой идеологии, которая будет положена в основу новой формации. Плохо подумают – плохо сделают, как это получилось у нас. Китайцам повезло. У них был Дэн Сяопин, который с 1973 года делал умные вещи. У нас другие имена, другая судьба: Горбачёв, Ельцин, Гайдар… Теперь добавим: Абызов, Юргенс, Ясин, Мау, Кузьминов, Ливанов… За ошибки, которые эти люди делают в решении важнейших государственных вопросов, студентам стоило бы ставить двойки при защите дипломных работ.
Чем больше я за этим наблюдаю, тем больше убеждаюсь, что влияние дурных идеологий на экономические процессы в России сильно недооценено.
А.С. 28.04.13
|