Петр Гость
|
Александр Сергеевич, а Вы знакомы с романом Б.Акунина «Аристономия»? Только после этого романа сам Акунин назвал себя писателем. Да и то, ни коем образом, не претендуя на лавры великих. В отношении своих детективов он использует другой термин – беллетрист. Беллетрист, по его мнению, просто работает в уже открытом ранее поле культуры, населяет их своими текстами, а писатель занимается искусством, пытается раздвинуть эти рамки. Так он впервые в «Аристономии» пытается раздвинуть эти рамки, и не утверждает, что это ему удалось.
Безусловно, в оценке в оценке политической жизни страны он ведет себя как обыватель. Но разве это плохо? И где Вы увидели мессианство? Как раз наоборот, Акунин не пытается нести идеи в массы, он просто представляет определенный слой творческой интеллигенции. Под одними письмами с ним ставят свои подписи Леонид Парфенов, Юлий Ким, Андрей Макаревич, Эльдар Рязанов, Лия Ахеджакова. А двое последних в стенах нашего университета выражали уважение к Акунину как к автору и личности.
Создается впечатление, что вся оппозиция для Вас превратилась в толпу навальных, а это совсем не так. Исключение составляют только люди, с которыми Вы лично знакомы, например, Гарри Каспаров.
На одной из Университетских встреч я написал Вам записку с просьбой пригласить к нам Акунина. Жаль, что этого не произошло.
|
Игорь Вадимович Сивков
Написать (E-Mail)
Профиль
всего сообщений: 255
дата регистрации: 13.12.2012
|
Уважаемый Пётр! И то, что Вы думаете, и то, как Вы излагаете свои мысли, производит самое благоприятное впечатление. Хотя и не соответствует моим взглядам. Инакомыслящие мне очень интересны, если они находятся на высоком уровне культурного развития. Я могу не соглашаться и с Рязановым, и с Ахеджаковой, и с Вами. И относиться к инакомыслящим с симпатией и уважением. Это нормально.
С моей точки зрения, Ваше мнение абсолютно достойно. Естественно, Вы имеете на него полное право. У меня другое мнение. Вы наш студент? Или уже закончили наш вуз? – Я рад, что у нас такие студенты.
У нас с Вами нет задачи входить в полное единомыслие. А обмениваться мнениями полезно.
Теперь по сути.
1) «Аристономию» я, увы, не читал. И даже не знаю, смогу ли это исправить.
2) Деление писателей на «беллетристов» и «писателей» с моей точки зрения является малопродуктивным. Хотя если кому-то оно удобно, например, Вам или Акунину, возражать с моей стороны странно.
Почему малопродуктивно? – Каждое человеческое действие (за исключением сугубо физиологических аспектов) совершается в поле культуры. В этом смысле разговор о границах бессмысленен. Если мы вводим в поле зрения ценностную шкалу – ситуация меняется.
3) Произведения Акунина, имеющие миллионные тиражи, являются феноменом массовой культуры. В самом этом факте нет ничего плохого. В определённом смысле массовой культурой можно считать и «Битлз», и Моцарта. Бывает и так, что одни и те же явления можно отнести и к величайшим достижениям человеческого духа, и к массовой культуре. Когда такое случается – замечательно.
Но есть и такая массовая культура как Ксюша Собчак или «Каникулы в Мексике». Это прискорбно.
На мой взгляд, книги Акунина – вполне достойное чтение для культурного человека.
Есть определённая досуговая шкала занятий, предложенная одним из моих учителей – профессором Соколовым. Упрощённо: восстановление сил – отдых – развлечение – творчество.
Смертельно уставший человек должен выспаться. Потом погулять по парку, потом сходить в цирк или почитать Акунина. Или, допустим, посмотреть фильм Чарли Чаплина (гений, между прочим). Потом можно заняться саморазвитием и творчеством. Творчеством вместо сна, в период большой усталости, увы, не получится.
В этом ряду книги Акунина могут выполнять общественно-полезную роль. Если в один момент человек читает Акунина, в другой – Чехова, то всё нормально. Если читает Акунина, а Чехова – никогда, то это плохо. Это – о моем отношении к подобной литературе.
К примеру, я люблю потанцевать. Лучше всего – под музыку «диско». А под Стравинского танцевать не буду. «Диско» с моей точки зрения музыка хорошая.
4) Если группа «Бонни-М» начнет раздавать интервью по вопросам устава ООН – мне это покажется странным. Когда Джон Леннон протестовал против войны во Вьетнаме – это было нормально. Его творчество было пронизано проблематикой гражданского общества. Когда Поль Маккартни что-то говорит о «Пусси» - это прискорбно. Его творчество рождало замечательные мелодии, но к общественной проблематике относилось не больше, чем песенки Валерии с её милым Пригожиным.
5) Когда в России властителями умов становятся Лев Толстой, Максим Горький, Солженицын – это нормально.
Когда на эту роль претендует Акунин – стоит поговорить о деградации общества, о фарсе, которой с восторгом проглатывает толпа.
Что это за общество, в котором самыми влиятельными персонажами оппозиции становятся Акунин и Улицкая?
Россия – страна карликов? В это мы уже превратились?
6) Я с уважением могу относиться к Акунину как к профессионалу, достойно пишущему людям массовое, «рекреационное» чтиво. Я так отношусь и к производителю хорошей туалетной бумаги, и к хорошему строителю, и к добросовестной уборщице. Меня воспитали в духе искреннего уважения к хорошей работе.
Но Акунин, обличающий власть, подписывающий письма руководству страны, выходящий на сцену многотысячного митинга для меня смешон, огорчителен и неприличен.
7) Когда определенные силы «раскручивают» Навального, мне все понятно: правда здесь не при чем. В людях возбуждают звериные инстинкты, превращают в быдло. Затем быдло натравливают на власть. В 1991 году это сработало. Недовольство людей властью было реальным фактом. И им воспользовались во вред стране. Мою страну уничтожили.
Нам это нужно еще раз?
Когда Сурков деньги, отпущенные на науку, проводит через Сколково, выплачивает Пономареву, на них организуется митинг на Болотной, на сцену выходит Акунин, нам с Вами это нужно?
8) Оппозиция, вообще-то, это – и я тоже. Когда речь идет о Ливанове, Абызове и многих других власть имущих. И в Москве, и в Петербурге.
Я - оппозиция и везде, где в госаппарате засели дураки, мерзавцы, коррупционеры. Но я никогда не буду вредить своей стране, разрушать государство. И буду очень стараться не допустить манипулирования собою.
А Вы уверены, Пётр, что Вами не манипулируют?
Такие люди как Вы, Пётр, мне всегда интересны. Ради таких я и работаю в Университете. Университет – это место, где мы обязаны помочь студентам научиться получать информацию, анализировать, улавливать разные точки зрения, вырабатывать собственное мнение, принимать решения.
Я могу быть доволен результатами своей работы не тогда, когда выпускник думает о различных явлениях как я. А тогда, когда он может спорить с ректором так, как Вы. В общем, Пётр, Вы меня порадовали.
Мне, конечно, не хотелось ни спорить с почитателями Акунина, ни, тем более, обижать кого-то из них. В этой связи и прошу читателей моей странички сайта не обижаться. Нам всем надо находить интересное в разнообразии мыслей, идей, позиций.
А.С. 22.07.13
[IMG]/upload/medialibrary/665/Zapesotsky-lychshii_780.jpg[/IMG]
|