Гость Гость
|
Меня зовут Федор, я студент. Почему так сложно в России сейчас складывается ситуация с национальным вопросом? И где, по Вашему мнению, были допущены ошибки?
|
Анна Александровна Осьмухина Гость
|
Во-первых, национальный вопрос обостряется во всем мире. Это общая тенденция, которая связана с последствиями глобализации. Глобализация — ни положительное, ни отрицательное явление, это тенденция мирового развития. Все зависит от того, как человечество реагирует на ее отрицательные последствия. Запад оказался к ним не готов.
То, что мы наблюдаем, например, в Германии или Франции — именно свидетельство неготовности к грамотному решению национального вопроса. Западноевропейская модель мультикультурализма не случайно потерпела провал.
И в Европе, и в России некоренной этнос очень быстро наращивает численность и потом заявляет другим этносам: «А теперь мы должны изменить существующую базовую культуру». В Европе, когда, например, турецкое население приезжает в Германию и не хочет воспринимать немецкую культуру или арабы приезжают во Францию и не желают знать французскую культуру, складываются опасные модели сосуществования двух культур.
У России до советского времени был более удачный опыт ассимиляции разных культур. В царской России мигрантам говорили: «Вы должны быть частью русской культуры, при этом вы можете исповедовать любую религию и жить в своей культуре». То есть каждый человек может жить одновременно в двух культурах. Вы имеете право на свою национальную культуру, но при этом должны быть полноценной частью общей культуры. И в СССР этот подход тоже работал.
Когда распался Советский Союз, Россия оказалась совершенно не готова к новой проблеме. Сначала новые начальники считали, что если всем дать свободу, то любые проблемы решатся сами собой. И сейчас власть не знает, как реагировать на возникающие конфликты. Чиновники откликаются на отдельные эксцессы с участием русскоязычного населения и различных этносов с периферии страны. Но получается это плохо.
А.С. 20.12.13
|