Валерия Гость
|
Добрый день, Александр Сергеевич!
Я регулярно читаю ваш форум, однако, все запомнить невозможно, поэтому прошу прощения, если подобный вопрос Вам уже задавался.
Недавно, на одной из лекций по эстетике, нашим преподавателем была высказана, а точнее процитирована мысль известного философа Г. Гегеля о том, что искусству, как таковому, пришел конец еще в далеком девятнадцатом веке. Получается, что вот уже 200 лет человечество лишено прекрасного? В связи с этим, у меня к Вам два вопроса:
1. Поддерживаете ли Вы тезис Гегеля о "конце искусства"?
2. Каково Ваше отношение к современному искусству?
Заранее благодарю за ответ.
С уважением,
Петрович Валерия, 2 курс, Лингвистика
|
Анна Александровна Осьмухина Гость
|
Здравствуйте, Валерия!
1) Тезис Гегеля о «конце искусства» - весьма знаменитый и обсуждаемый пункт его теории. Еще с 19 века он действительно вызывает много споров, однако в системе воззрений Гегеля он вполне обоснован. Гегель высказывает его во Введении к «Лекциям по эстетике». Однако стоит обратить внимание на ту форму, в которой он высказывается. Гегель говорит: «Искусство со стороны его высших возможностей остается для нас чем-то отошедшим в прошлое». И далее продолжает: «Теперь художественное произведение сразу вызывает в нас не только непосредственное удовольствие, но и оценку, так как мы подвергаем суду нашей мысли его содержание, средства изображения и соответствие или несоответствие обоих друг другу».
Таким образом через этот тезис Гегель обосновывает возможность эстетики и философии искусства, которые были бы невозможны, если бы искусство, а не философская рефлексия, было высшей формой деятельности человеческого духа. Утверждая возможность философского осмысления искусства, Гегель не утверждает, что искусства отныне вообще нет. Напротив, несколькими страницами ниже он уверенно заявляет, что многие высшие достижения искусства еще впереди. Искусство просто утратило сакральную значимость, перестало служить идолом.
Суть его концепции ярко выражает следующее высказывание: «Можно, правда, питать надежду, что искусство и дальше будет расти и совершенствоваться, но его форма перестала быть высшей потребностью духа. Мы можем находить греческие статуи богов превосходными, а изображение Бога Отца, Христа и Марии достойными и совершенными - это ничего не изменит: мы все же не преклоним колен». Это все является одним из наиболее известных и важных мест в изучении истории эстетики, так что можно предположить, что на лекции это было подробно объяснено, возможно вы просто невнимательно слушали.
Хотя утверждение о радикальном «конце искусства» является броским и запоминающимся, неудивительно, что Гегеля часто не совсем правильно понимают. Конечно, даже в изложенном виде подход Гегеля является достаточно спорным. Он выступает здесь как рационалист-просветитель, критик религии и метафизики, что вполне характерно в контексте основных тенденций развития европейской культуры 19 века. Однако его концепция достаточно эффективна для объяснения процессов в современном искусстве, того преобразования, которое претерпели художественные формы.
Она способна объяснить даже постмодернистское искусство, раскрывая преобладание концептуального, а не художественного момента в нем. Потому и отношение к этому искусству, которое самими художниками провозглашается как отвергающее эстетическое удовольствие и провозглашающее главенство идеи, часто направленной на эпатирование зрителя, должно быть скорее концептуальным, чем эстетическим. Едва ли оно может просто нравиться, дарить наслаждение, однако можно понимать его смысл, его основания, истоки и его концепцию. Оно интересно как факт культуры и мышления.
2) О конце искусства говорить модно. И давно. А оно как-то все не кончается. Хотя кризис, конечно, очевиден. Но то, что человечество 200 лет лишено прекрасного, не менее очевидный «перебор».
Кризис связан с целым набором разнообразных факторов и тенденций в развитии культуры. Но вот совсем недавно многие наши студенты были на выступлении Вениамина Смехова в театральном зале. Никакого кризиса. Выйдите в город – масса интереснейших мероприятий: спектаклей, выставок и т.п. Современно и интересно.
Мне, конечно, происходившее в советское время было намного интереснее. Но и сейчас жизнь в мире искусства просто бурлит. Не сомневаюсь, что новые его масштабные взлеты на протяжении Вашей жизни еще случатся не раз.
Так что, желаю Вам жить с широко открытыми глазами.
А.С. 24.01.16
[IMG]http://www.gup.ru/upload/medialibrary/3be/8.jpg[/IMG][IMG]http://www.gup.ru/upload/medialibrary/288/IMG_2355.jpg[/IMG]
|