Гость Гость
|
Хочется спросить как у большого знатока мировой литературы: знакомы ли вы с творчеством одного из самых известных писателей современности, Стивена Кинга? Если да, то какие впечатления оставило это знакомство? Какую оценку можете дать его творчеству?
|
Анна Александровна Осьмухина Гость
|
Для начала замечу, что не считаю себя в этом плане особым знатоком.
Стивен Кинг − несомненно яркое явление в американской литературе. Он необычайно плодовит, к 70-летию он написал 55 романов, более 200 повестей и рассказов. У его книг многомиллионные тиражи, признание самой широкой читательской аудитории, даже полупризнание литературной элиты (американская Национальная книжная премия (2003) «за выдающийся вклад в литературу» вызвала громкий скандал и раскол в среде критиков).
Кинг умеет создать захватывающий сюжет, который держит в напряжении читателя, даже не слишком склонного к чтению романов. Вереница самых разнообразных монстров, череда сцен, щекочущих нервы благополучной публики, принесла ему титул «Короля ужасов».
Любители интеллектуального чтения к такого рода литературе, как правило, относятся с пренебрежением. Однако у Кинга есть достоинства, выводящие его книги за пределы чисто популярной, развлекательной литературы. Он отлично знает материал, о котором пишет − мастерски изображает и детали быта, и глубины психологии своих героев.
Как правило, это жизнь обывателей в маленьких провинциальных городках − с их серой ежедневной рутиной, стремлением жить не хуже других хотя бы внешне, боязнью потерять работу, оказаться на обочине жизни и в то же время терзающими их темными страстями и страхами, превращающими жизнь в ад.
По-моему, лучшие страницы Стивена Кинга написаны не столько мастером фантастики и хоррора, сколько реалистом. Вернее, хоррором является вся темная жизнь его персонажей, внешне − лишенная катастрофизма (Америка не знала войн полтора столетия), но внутренне не освещенная светом доброты и разума. Стивен Кинг мастерски описывает бесчеловечную, агрессивную среду, способную искалечить, а то и вовсе уничтожить человека − и нравственно, и физически.
Такова, например, жизнь забытого и Богом, и прогрессом промышленного городка Дерри, превращенного в сточную канаву, населенного хмурыми, прозябающими в безнадежности людьми, способными на отвратительную жестокость к тем, кто слабее, прежде всего, к собственным детям («Оно»). Или мрачное, наполненное фантазиями и паранойей существование алкоголика, любящего семью, но боящегося собственных вспышек ярости и ненависти, не справляющегося с жизнью, которая большинству в Америке вовсе не предоставляет «равных возможностей». («Сияние»). Или судьба жалкого неудачника, подавленного собственным отцом, объективировавшего свой ужас перед бессмысленно проходящей жизнью в образах пожирателей времени «лангольеров» («Лангольеры»).
При этом порой возникает впечатление, что романы Кинга вполне могли бы обойтись и без слишком аляповатых образов мистического зла, способных увлечь не слишком взыскательного читателя. Истинное зло (и писатель знает это) скрывается в обыденном и заурядном − и от этого оно не менее страшно.
Настоящим писателем является Кинг и там, где он показывает героя, который несмотря на слабость и страх обретает способность сопротивляться злу. Чаще всего это дети, или люди, наделенные чистой душой. Но и люди, казалось бы погруженные в мир зла, могут в последний миг попытаться опомниться, и в этом заключается особый мрачноватый оптимизм Кинга. Он − человек сложной судьбы, он знает, что такое алкогольная и наркотическая зависимость, вспышки немотивированной ярости по отношению к близким, сам учился преодолевать в себе темное иррациональное начало − а потому его книги правдивы.
Жестокий мир литературного бизнеса диктует свои условия: писатель, чтобы сохранить популярность, должен выдавать огромные объемы «продукции», Кинг установил себе правило − писать по 2000 слов ежедневно. В результате − его творчество очень неравноценно. Наряду со знаменитыми романами и повестями «Кэрри», «Зеленая миля», «Сияние», «Лангольеры», «Девочка, которая любила Тома Гордона» и др. есть вещи гораздо более слабые. Есть свои поклонники и у серии романов «Темная башня», написанной уже откровенно в духе «фэнтези», но мне эта сторона творчества Кинга не близка. Порой кажется, что это просто писал совершенно другой человек.
А.С. 10.05.17
[IMG]http://www.gup.ru/upload/medialibrary/53b/20130920-king.jpg[/IMG] 4792fd0a18d1b6e7e8e54108c51a1954
|