Гость Гость
|
Вы расточаете восторги по поводу тезиса Степина о культуре как совокупности надбиологических программ человеческой деятельности. Но это не он придумал. Лотман в «Семиосфере» дает определение культуры как «всей совокупности ненаследственной памяти информации, как общей памяти человечества или каких-либо более узких коллективов».
|
Анна Александровна Осьмухина Гость
|
Ну да, а М.К. Петров пишет о роли знака в обеспечении социальной наследственности как своего рода социального гена. А Кирилл и Мефодий буквы изобрели, которыми и Лотман, и Петров, и Степин пишут.
Но все-таки от понятий «социального гена» и «общей памяти человека» до теории Степина довольно-таки немалая дистанция, которую пройти непросто.
Вячеслав Семенович синтезирует деятельностный и семиотический подходы и существенно конкретизирует, развивает представления о культуре как о способе регулирования и реализации человеческой деятельности. А следовательно, – как об особом аспекте социальной жизни, который заключается в порождении и трансляции (передаче от поколения к поколению) надбиологических программ активности людей.
Он задается, казалось бы, простыми вопросами: что представляют собой программы человеческой деятельности, как они существуют, где находятся и как передаются от человека к человеку? И отвечает, что носителем их должен быть сам человек, иначе он не сможет стать субъектом деятельности, поведения и общения. Но соответствующие программы не являются врожденными, не передаются через механизмы биологической наследственности. Если бы они передавались таким способом, то человек от рождения имел бы определенные навыки поведения, профессиональные умения и знания, позволяющие ему осуществлять определенные формы деятельности. Но все это человек обретает в процессе обучения и воспитания. Получается, что сами эти программы должны как-то существовать вне отдельно взятого индивида и передаваться от человека к человеку, от одного поколения к другому». То есть эти программы должны одновременно существовать и в человеке, и вне его.
Это возможно постольку, поскольку в человеческой жизнедея¬тельности возникает особый внебиологический способ кодирования социально значимой информации, необходимой для общественной жизни.
Степин пишет, что согласно современным версиям теории систем сложные исторически развивающиеся органические целостности должны внутри себя содержать особые информационные структуры, обеспечивающие управление системами, их саморегуляцию. Эти структуры представлены кодами, в соответствии с которыми воспроизводится организация системы как целого и особенности ее основных реакций на внешнюю среду. В биологических организмах эту роль выполняют генетические коды (ДНК). В обществе как целостном социальном организме аналогом генетических кодов выступает культура. Подобно тому, как управляемый генетическим кодом обмен веществ воспроизводит клетки и органы сложных организмов, различные виды деятельности, поведения и общения людей, регулируемые кодами культуры, обеспечивают воспроизводство и развитие элементов, подсистем общества и их связей, характерных для каждого исторически конкретного вида социальной организации.
Таким образом, наряду с биологическим, генетическим кодом, который закрепляет и передает от поколения к поколению биологические программы, у человека существует еще одна кодирующая система — социокод, посредством которого передается от человека к человеку, от поколения к поколению развивающийся массив социального опыта. В этом массиве — знания, навыки, умения, образцы деятельности, нормы, правила, ценности, мировоззренческие установки и прочее, что хранится в обществе, передается от поколения к поколению.
Посмотрите, что получается. Это действительно интересно. Можно сказать, что Вячеслав Семенович просто переносит на культуру (как целостность) подходы, давно существующие в технике и биологии. Они были там хорошо разработаны, только применялись узко. И сказать так будет верно. Но недостаточно. Дело в том, что этим «простым» переносом В.С. Степин создает новую методологию онтологизации мира культуры. Как только прозвучало слово «программа» — набор не совсем понятно как связанных между собою явлений начинает в нашем сознании по-иному сочетаться, образует новую иерархию и структуру, проявляет ранее невидимые или недостаточно изученные, зафиксированные взаимосвязи.
И в этот момент по-иному, с большей эффективностью начинают работать известные частные теории культуры – такие, как семиотическая теория Лотмана. Или деятельностная теория. И другие.
А.С. 26.08.13
P.S. В.С. Степин – великий философ. На меня многие злятся, когда я это говорю. Но я именно так думаю. Вячеслав Семенович будет 1 сентября у нас читать лекцию о диалоге традиционных и техногенных культур. Если Вы наш студент – есть реальная возможность послушать настоящего гения, задать вопросы.
[IMG]http://www.gup.ru/upload/medialibrary/a4a/1c.jpg[/IMG][IMG]http://www.gup.ru/upload/medialibrary/391/2-c.jpg[/IMG][IMG]http://www.gup.ru/upload/medialibrary/db5/3.jpg[/IMG]
|