Список форумов Форумы   Список тем форума Темы   Поиск по форуму Поиск   Помощь Помощь   Войти Войти   Зарегистрироваться Зарегистрироваться  

Добавить новую тему
Тема «Маленький человек»
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Надежда, доцент СПбГАСУ (nf33@yandex.ru)
Гость



Добрый день, Александр Сергеевич. Как и многие в последнее время, я привлечена на этот форум сплетнями о Вашем лае на студентку, но с интересом познакомилась тут и с другими, более состоятельными Вашими высказываниями. По первому впечатлению, Вы человек неординарный, умный, хотя и заносчивый. Позвольте задать уточняющий вопрос и поместить его в контекст русской классической литературы. Что Вы думаете о "маленьком человеке" в нашем обществе, где мерой каждого считается достижения и к успех? Поясню: создается впечатление, быть может ошибочное, что "дядю Ваню" Вы бы назвали лузером, который сам виноват, Акакия Акакиевича -- убогим тараканом, которого и жалеть-то не стоит и при случае перешагнуть (как Раскольников - плохо, лучше без криминала) и развиваться дальше, выше, плодотворнее, принести людям пользу... а как же без этого. Такой гуманистический идеал Вы предлагаете студентам? Заранее благодарю за ответ.
Создано 18.10.2013 00:01:07
Наверх
Анна Александровна Осьмухина
Гость



Прежде всего имеет смысл рассмотреть сам термин «маленький человек» в контексте русской классической литературы. Обычно так называли героев, находящихся в самом низу иерархической общественной лестницы, необеспеченных материально, а главное - беззащитных перед произволом, испытывающих социальное унижение. Это Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» Пушкина, Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» Гоголя, Макар Алексеевич Девушкин из повести Достоевского «Бедные люди» и т.д. Сюда же можно отнести и ряд героев Чехова, в частности, дядю Ваню. Эти люди скоромны и незаметны, часто они лишены каких-либо ярких интеллектуальных способностей. Но они честные труженики, им свойственно усердие, ответственность, чувство долга. Они не ропщут и работают, не покладая рук. Они способны к любви и состраданию. Девушкин и дядя Ваня проявляют настоящую самоотверженность, помогая близким: Девушкин бескорыстно помогает нищей сироте Вареньке, дядя Ваня стремится заработать средства на жизнь для профессора Серебрякова, которого искренне считает большим ученым. Никто из них не жаждет от посторонних людей помощи, не надеется на какие-либо дотации или субсидии, более того, когда Макару Девушкину начальник предлагает деньги, тот чувствует себя униженным. Русская гуманистическая литература призывала читателя обратить внимание на страшное искажение общественной структуры: в беспросветной бедности находятся, если воспользоваться терминами, предложенными Надеждой, вовсе не «лузеры», не «бесполезные тараканы», а те, на ком общество держится - честные работники, нормальные, глубоко порядочные люди. Заметим, кстати, что Раскольников, решившийся на убийство старухи, видел в этой безжалостной ростовщице не «маленького человека», а кровососа, воплощение мирового зла. А вот к трутням, людям опустившимся, по-человечески несостоятельным в русской литературе отношение иное. «Не жалок ей нищий убогий - вольно ж без работы гулять!», - пишет Некрасов о русской крестьянке в поэме «Мороз, Красный Нос». В ранних рассказах Чехова проблема «маленького человека» приобретает новое звучание. Писатель отвергает сам этот термин: нет «маленьких людей», есть люди, представители вида homo sapiens - или же существа, только внешне напоминающие человека. Таков, например Червяков - жалкий, подобострастный, трусливый герой рассказа «Смерть чиновника» и его смерть не заслуживает сострадания. Не вызывает сочувствия у Чехова и юная девушка, героиня рассказа «Размазня», с ее утрированной робостью, безответностью, беспомощностью: она не смеет противостоять обидевшему, обсчитавшему ее работодателю. Это уже не «маленький человек» в привычном для русской гуманистической литературы смысле, это, по мнению Чехова, «кислятина», вообще неизвестно зачем существующая на свете. Таким образом, в русской литературе «маленький человек» - честный труженик, не получающий от общества заслуженного уважения, справедливого отношения - вызывает и уважение, и сострадание. В то же время человек, демонстрирующий нежелание и неспособность справляться с трудностями, инфантильный, безответственный, надеющийся на опеку окружающих, вызывает презрение, в редких случаях - скорбь о том, что человек забыл, что он все-таки «гражданин высокого небесного гражданства», а не «материальная скотина» (как писал Н.В.Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями»). А.С. 4.11.13
Создано 04.11.2013 00:17:10
Наверх
Добавить новую тему