Гость Гость
|
Что для Вас лично самое интересное в теории культуры академика Степина?
|
Анна Александровна Осьмухина Гость
|
Много чего. Вот, например, постановка им вопроса о программировании человеческой деятельности.
Субъекты деятельности во многом сами оказываются результатами предшествующей деятельности – обучения и воспитания. Таким образом, существование социума невозможно без воспроизводства необходимых ему видов и актов деятельности. Здесь, как полагает В.С. Степин, и возникает речь о необходимости способов взаимодействия субъекта деятельности, ее средств и преобразуемого объекта, встает вопрос о программах деятельности.
На первый взгляд постановка этого вопроса, мягко говоря, совсем не нова. Экономическое и социально-культурное программирование в советское время было положено в основу жизнедеятельности государства. Некоторые считают, что все образование можно свести к реализации набора обучающих программ (хотя это, конечно, неверно). Известно, что понятие «программирование» очень широко распространено в современном мире техники и информационных технологий. Но никто и никогда не ставил так четко и масштабно вопрос о роли программирования в культуре в целом, о программирующей функции самой культуры как целостности, как это сделал академик В.С. Степин. В чем здесь суть, от какой перестановки слов, постановки акцентов, изменения формулировок меняется смысл, открывается новое понимание культуры – надо еще поразмышлять. Но мне представляется очевидным, что Вячеслав Семенович, выводя слово «программа» с инструментальных задворков технологической сферы на авансцену формирования картины мира культуры, придает нашему ви́дению этой картины новую глубину.
А.С. 19.12.13 e6d9ca6f61de113673901ec16e5649fb
|