Гость Гость
|
Александр Сергеевич, Вы являетесь членом двух академий. Хотелось бы узнать, что Вы думаете о реформе Российской академии наук.
|
Анна Александровна Осьмухина Гость
|
Думаю, что это национальная катастрофа. И сожалею, что Владимира Путина убедили пойти по этому пути. Дело в том, что в России изменилось качество национальной элиты, причем в худшую сторону. Раньше в нее входили руководители и функционеры коммунистической партии, творческая элита — деятели культуры и искусства и, конечно, ученые и профессионалы в разных областях деятельности — инженеры, профессора и т.д. В ельцинский период произошло перемешивание всех пластов общества, на место элиты пришел сброд. В результате несколько откровенных аферистов-«банкиров» захватили власть: Березовский, Гусинский, Ходорковский и т.п.
Когда к власти пришел Путин, он поменял местами два пласта национальной «элиты». До момента его прихода крупный бизнес был на самом верху, а чиновники — под ним. Когда в Израиле давали интервью такие предприниматели, как Гусинский или Ходорковский, хвалились: «Мы купили Россию, вся власть у нас в кармане». Они это говорили открыто. Теперь, после прихода к руководству Путина, чиновники находятся наверху, большой бизнес — чуть ниже. В элиту также входит «начальство» из мира СМИ, но они еще ниже. Ученых в элите нет. Однако вместо ученых в правящий слой входят псевдоученые. Это люди, которые создали структуры, обслуживающие интересы элиты, и внешне это выглядит как научная деятельность.
Чиновники ставят задачи, псевдонаучная часть элиты их разрабатывает, создает программы и делает определенную идеологическую «упаковку», а пресса их тиражирует. Это называется «проводить реформы». Потом реформы проваливаются, чиновники чешут затылки и говорят псевдоученым: «Все провалилось, надо придумать что-то новое». И они вместе придумывают новые реформы. Псевдоученые их разрабатывают и опять вбрасывают в прессу. «Реформы» реализуются, дальше положение становится еще хуже. Проведение реформ стало колоссальным бизнесом, на это тратятся огромные средства. Сейчас в Москве есть два псевдонаучных центра, которые вместе получают около 3 млрд долл. денег. А вся Российская академия наук — 2 млрд. Но у Академии наук огромная сложная и дорогостоящая техническая база, которую надо содержать, и все это за 2 млрд долл. А псевдонаучные центры имеют примерно 3 млрд долл. в год и производят только дурные бумаги.
Академия наук представляет большую угрозу для псевдонаучных центров, потому что настоящие ученые говорят: «Страна идет неправильным путем. Все это надо прекращать и идти в другую сторону». Поэтому сейчас предпринимается такая атака на Российскую академию наук. И мы слышим, что настоящая наука не нужна, потому что это наследие Сталина.
Если Академия наук будет разрушена, то это станет следующей трагедией после крушения Советского Союза. Университеты сейчас тоже подвергаются страшным «реформам».Вы можете привезти на завод новые станки и поставить их вместо старых, но систему науки и университетов уже не восстановить. По крайней мере быстро, за несколько лет — невозможно.
А.С. 22.12.13
|