Гость Гость
|
Вы часто хвалите теорию конвергенции. Можно ли попросить объяснить это подробнее?
|
Анна Александровна Осьмухина Гость
|
Для того чтобы понять, что именно происходит в разных странах, удобно применить марксистский анализ. Социально-экономические системы в основном укладываются в некий спектр. Левая часть этого спектра базируется на идеях о том, что государство должно регулировать все вопросы, а рынок – это нечто ненужное. В таком обществе интересы личности не имеют особого значения, гораздо важнее интересы общества и государства. Человек понимается как существо социальное, он должен жить интересами социума. А в правой части спектра – воплощенная в жизнь идея, что ведущая роль принадлежит рынку, а функции государства должны быть сведены к минимуму. В этом случае велико значение личности, а интересы общества второстепенны. Человек понимается как существо экономическое.
Что же происходит в реальности? Нигде в развитых странах ни левые, ни правые взгляды не представлены в чистом виде. В любом обществе левые идеи борются с правыми и в конечном счете торжествует идея конвергенции. Если мы посмотрим, например, куда идут Соединенные Штаты Америки, Западная Европа и Китай, то окажется, что их движение направлено в одну и ту же точку, правда, приближаются они к ней с разных сторон. Китай идет от социализма, а Соединенные Штаты и Западная Европа, напротив, –со стороны капитализма. Сегодня, к примеру, в Соединенных Штатах имеет место сильное государственное регулирование общественной и экономической жизни, хотя, конечно, с учетом национальных традиций, которые сложились за три столетия. За редкими исключениями, такими как Северная Корея и Куба, все страны стараются взять лучшее от капитализма и социализма. Но при отборе они руководствуются национальным менталитетом, культурными традициями, своей историей. И страны, которые наиболее удачно сочетают теорию конвергенции со своим культурным опытом, добиваются наибольшего успеха. Например, Япония, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, а теперь и Китай.
Россия в начале 1990-х годов переместилась по типу социально-экономической формации с левой части этого спектра в крайне правую часть. Образно говоря, мы можем считать, что в крайней левой точке возможного спектра социально-экономических формаций – «коммунизм», каким он был в Камбодже времен Пол Пота. Чуть ближе к середине – наверное, казарменный социализм Сталина. Сейчас Россия за несколько лет вдруг переместилась в крайнюю правую точку, в которой механически принята и господствует идея, что человек – это существо экономическое и что рынок отрегулирует абсолютно все. Эта идеология 20 лет назад была принята на вооружение нашим правительством.
В советское время наших марксистов занимал вопрос: что важнее – бытие или сознание? Что сильнее – идеология или экономическая ситуация? Этот вопрос и сегодня имеет большое практическое значение. Когда происходят революционные изменения и страна оказывается в начале нового цикла развития, идеология выходит на первое место. Тогда встает вопрос: как национальная элита отбирает идеи для дальнейшего развития? И оказывается, что она способна совершать большие ошибки именно в области идеологии. В начале 1990-х годов наша элита в этой области допустила крупные ошибки.
В Китае существуют научные институты, которые специализируются на изучении России за последние 20 лет. Они анализируют ошибки с тем, чтобы не повторить их в Китае. В нашем Университете несколько лет назад китайский ученый Ли Цзин Цзе сделал доклад, который произвел на меня сильное впечатление. Доклад назывался примерно так: «При заимствовании западного опыта нельзя допускать уклона как влево, так и вправо». Основная мысль заключалась в том, что Советский Союз незаслуженно отвергал многое из опыта Запада, его достижения. Когда Ленин совершил революцию, наша страна еще была не готова ни к строительству коммунизма, ни даже к строительству социализма. И надо было внимательно изучать и выбирать, что именно следует перенимать у капитализма. А после 1991 года власть в России считала, что надо механически все заимствовать у Запада. И это была тоже ошибка, которая нанесла нашей стране огромный вред.
Ли Цзин Цзе привел замечательную китайскую поговорку: «Мандарины не растут севернее реки Янцзы». Речь идет о том, чтобы люди не занимались механическим заимствованием чужого опыта. Мандарины обычно растут к югу от реки Янцзы (это самая большая река в Китае), их плоды сладкие, но если сажать их к северу от реки Янцзы, то они имеют резкий запах и их неприятно есть. Причина в том, что мандарины растут в разных условиях, на разных почвах совершенно по-разному..
А.С. 14.01.14 370b1b94012351f4a9374bb500d5947b
|